Юзабилити сайта. Типичные ошибки

Давайте вернемся к вопросу о юзабилити. Что мы под этим подразумеваем и почему оно может быть плохим?

Юзабилити от английского usability можно перевести не иначе, как удобство пользования сайтом. Если пользователь легко находит на сайте нужную ему информацию при первом посещении, то юзабилити хорошее. Нет – значит существует ряд проблем, которые необходимо выявить и решить.

Оценка главной

Начнем с главной страницы (ну а как иначе?). Если у вас нет отдельного лендинга, то им служит именно главная страница. Мы уже не раз писали о том, что функция главной страницы – задержать и удержать внимание посетителя. Если в результате просмотра главной, посетитель переходит на другие страницы или сразу звонит или делает заказ, то цель достигнута.

Первое, на что стоит обратить внимание – это то, понятна ли тематика сайта по визуальным элементам. Название организации, логотип, слоган, шапка сайта – все это поможет быстро и эффективно донести до потенциального клиента сферу вашей деятельности.

Первый экран – это часть страницы, которая попадает в область просмотра без прокрутки. Здесь и необходимо разместить всю главную информацию, оставив второстепенную для области ниже. Контактная информация (хотя бы телефон) всегда размещается на первом экране. Если есть какая-то постоянно обновляемая информация, которая важна вашему клиенту, ее так же лучше вынести на первый экран (это не касается «высосанных из пальца» новостей).

Подвал (footer) несправедливо игнорируемое полезное пространство страницы. Ведь именно здесь вы можете продублировать то, что посетитель не должен упустить из виду – вашу контактную информацию, свежие акции, ссылки на главные разделы сайта. Но обратите внимание, что подвал не должен быть использован как «сарай» - не сваливайте туда все и сразу. Информация должна быть важной и читаемой.

Интерактивность

Под интерактивностью понимаются все элементы, с которыми взаимодействует посетитель в процессе просмотра сайта. Вам необходимо оценить, насколько корректно они работают.


Ссылки

Хороший веб-дизайнер оформляет все ссылки в едином стиле, при этом без наведения курсором должно быть понятно, что это ссылка. Немаловажно проверить, чтобы все ссылки работали.

Картинки на сайте по возможности должны быть оформлены в едином стиле. Если на сайте есть галерея, то кнопки управления везде на сайте должны быть одинаковыми.


Навигация

От того, насколько пользователю легко ориентироваться на вашем сайте, в большей части зависит то, покинет ли он его в ближайшее время или перейдет к оформлению заказа. Продуманная навигация по сайту – это как карта для путешественника, она должна быть понятной и простой.

Начать стоит с продумывания меню. Распространенная ошибка – объединение в один раздел совершенно невзаимосвязанных страниц. Особенно часто это можно встретить на сайтах интернет-магазинов, где без поиска (который на удивление тоже часто отсутствует), невозможно понять в какой категории искать необходимый товар.

Обратите внимание на важность размещения «хлебных крошек» или иных подсказок, которые помогут сориентироваться посетителю. Он всегда должен понимать, в каком разделе находится и как ему перейти в другой.

Поиск по сайту необходимо расположить в заметной для глаза области, он должен быть доступен с любой страницы сайта. Большой плюс, если поиск настроен таким образом, что ищет информацию по неточным запросам или запросам с орфографической ошибкой.


Дизайн и цветовое решение

Очень сложно объективно оценить дизайн сайта. Тут, как говорится, на вкус и цвет. Но всегда стоит учитывать в дизайне ассоциации, которые вызывают цвета, как они между собой сочетаются и сочетаются ли вообще. Не стоит использовать в дизайне больше двух цветов для оформления основных элементов. При этом нужно понимать, что эти цвета должны быть контрастными.

Если фон у вашего сайта белый, то не стоит оформлять меню в пастельных тонах, иначе вы моментально растеряете клиентов со слабым зрением или плохой цветопередачей на мониторе.

Верстка

Если говорить про бич современных сайтов – это именно плохая верстка. По непонятным причинам многим веб-дизайнерам становится сложно наложить сетку и выровнять элементы. За счет этого дизайн смотрится небрежно, сайт на подсознательном уровне вызывает негативные эмоции. При этом компоновка должна быть типовой, а не индивидуальной на каждой странице.


Визуальные образы

Если вы для обозначения пунктов меню используете иконки, то они должны соответствовать контексту и дополнять его, чтобы можно было без проблем сориентироваться только по иконкам без текста. Это касается и других визуальных образов.

Контент

Зачастую контенту не уделяется должное внимание. Текст размещается только для того, чтобы было проще продвигать сайт. Такой подход губит ваш сайт на корню. Не будьте уверены, что текст все равно никто не читает. Особо стоит отметить важность заполнения карточек товара для интернет-магазинов. При этом описание должно быть понятным и читаемым.

Шрифт

«Мне не важно, какой шрифт будет использован, главное что не aries» (с) Шрифт может либо выгодно дополнить дизайн, либо убить его. Два золотых правила: откажитесь от излишних вензелей (это не касается логотипа); не используйте на сайте более двух шрифтов.


Проверка обратной связи

Если у вас есть формы обратной связи, они должны быть правильно оформлены, располагаться в оптимальном пространстве сайта, доступ к ним должен иметься с любой страницы. Обязательно протестируйте работу этих форм.

Провести поверхностный анализ юзабилити может любой владелец сайта. Помните, что «идеалов» не существует. Но сайт должен нравиться не только вам, а и вашему клиенту. Более того, он должен нравиться в первую очередь вашему клиенту. Поэтому учитывайте возраст целевой аудитории, пол, род деятельности. От того, насколько точно вы будете предугадывать желания своего клиента, напрямую зависят ваши продажи.